Метафизика дельцá

Р.Р.

Пожалуй, антибуржуазный дискурс общества без дельцов (=предпринимателей, =деловых людей — так они сами себя называют) бессмыслен. Да к тому же в имеющихся условиях не актуален. Всегда были и будут люди – дельцы по психотипу, которые видят выгоду даже там, где ее не способен увидеть никто. При этом заслуги таких людей действительно часто недооценивают. Они создают вокруг себя движение, открывают новые горизонты (становящиеся в итоге новыми рынками), генерируют новые идеи, подстегивают к труду более инертные категории граждан. Нередко они выступают неплохими организаторами. Они выражают индивидуалистическое начало социального порядка, ибо интерес их по преимуществу является интересом частным. В общем, нет никаких оснований размышлять в направлении искоренения людей с частной, предпринимательской инициативой, каковые существовали еще в докапиталистический период истории (купцы, кустарные ремесленники). Там, где эту группу искореняют, там она со временем возрождается в гораздо более убогой и уродливой форме (напр., когда “эффективными собственниками-предпринимателями” становятся вчерашние комсомольские вожаки, чиновники и сотрудники госбезопасности).

Не следует обижать дельцов и делать из них жупел: они необходимая часть социума. Отвратительно лишь положение, когда делец становится центральной фигурой, главным человеком в обществе, когда он пролезает в сферу морального, политического, религиозного и привносит в них свое мышление, свою логику, свои ценности и категории.

Но мы уже давно живем именно в эпоху Дельца. Наши государства управляются дельцами и функционируют в логике зарабатывания капиталов. Когда рынки перестают приносить прибыль, с молотка идет все – от природных ресурсов до ресурсов человеческих, и даже катастрофы, как показала канадская журналистка Наоми Кляйн в своей книге “Доктрина шока”, используются для того чтобы подзаработать. При невозможности расширения рынков и увеличения прибыли разрушение становится механизмом заработка. В “Коммунистическом манифесте” Карл Маркс провозгласил: “Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи”. Однако сегодня этому классу уже некуда гнаться: земной шар замкнулся, новые рынки возникают и лопаются как мыльные пузыри, а единственным в среднесрочной перспективе неисчерпаемым источником доходов является паразитирование на публичном, общем, общественном: на государственных институтах, на созданной предшествующими поколениями социальной инфраструктуре.

Поэтому современным предпринимателям нечего сетовать на недружелюбное бизнесу законодательство и произвол бюрократии: вся государственная машина, все ее винтики работают, крутятся для обеспечения чьих-то бизнес-интересов. Интересов тех, кто однажды уже пролез во власть, слился с госаппаратом. Тех, кто реализует свою бизнес-стратегию: обогащение за счет населения, в т.ч. за счет дельцов помельче. Обер, как говорили немцы, давит унтера. Ну так и чему удивляться? из-за чего расстраиваться?

Делец видит свой горизонт. Горизонты других, не-дельцов, ему не понятны или понятны с трудом, в любом случае – неинтересны. Он мысленно ставит себя в центр мира. В чем-то он прав. Он – единственная сегодня фигура, обладающая достаточно ясным классовым сознанием. Впрочем, большинству дельцов это вряд ли может чем-то помочь. В кризисный период (а он теперь будет длиться бесконечно долго, до революционного преодоления основ индустриального общества, Модерна) их удел – обнищание. Хозяевами миропорядка они будут выкинуты на обочину жизни так же, как и все остальные. В этом их трагедия.

…Платон, кажется, писал о государстве философов как об идеале. И презирал дельцов. Возможно, он был в какой-то степени прав. Так или иначе, сегодня это не имеет значения. От государства философов мы, пожалуй, дальше, чем Земля от созвездия Альфа Центавра. Чего не хватает сегодня, так это адекватной системы мысли, адекватного мировоззрения, способного, пробудив пассионарную энергию широких масс (и в т.ч. мелких дельцов, занятых конструктивными родами деятельности), выброшенных на обочину жизни, воплотиться в том историческом движении, которое, наконец, сметет сегодняшний сатанинский порядок вместе с властью дельцов-разрушителей.