Сегодня Карлу Марксу исполнилось 200 лет. Солидная дата и для мыслителя, и для его учения, изменившего ход XX века и по сей день вызывающего великое множество споров. Мы предлагаем взглянуть на наследие марксизма с той стороны, о которой часто забывают – посмотреть на марксизм как на теорию, принадлежащую индустриальной эпохе, Модерну, пытающуюся вырваться за рамки капиталистического порядка, но все же остающуюся в рамках той же самой парадигмы, в которой существует критикуемый ею капитализм.
Возможно, Корнелиусу Касториадису, греко-французскому философу прошлого века, участнику левого движения, удалось ухватить нечто очень важное:
«Развитие марксизма как теории происходило в интеллектуальной и философской атмосфере второй половины XIX века. В это время, как ни в какую другую историческую эпоху, преобладающее влияние имели сциентизм и позитивизм, добившиеся триумфальной победы благодаря многочисленным научным открытиям, их экспериментальному доказательству и особенно “применению науки – впервые в подобных масштабах – в области индустрии”.
Видимое всемогущество техники ежедневно доказывалось на деле, весь облик мира за несколько лет полностью преобразился благодаря распространению промышленной революции. Все то, что в техническом прогрессе сегодня предстает перед нами не просто как двойственное, но даже как неопределенное в своей социальной значимости, в это время еще не обнаружилось. Экономика представала перед взорами современников как сущность социальных отношений, а экономическая проблема – как центральная проблема общества. Среда в изобилии предоставляла как материал, так и форму для “научной” теории общества и истории. <…> Судьба революционной составляющей марксизма лишь объясняет – на идеологическом уровне, – судьбу революционного движения в капиталистическом обществе до сегодняшнего дня». (К. Касториадис, “Воображаемое установление общества”)