кризис государство общество политика философия экономика право суверенитет война метафизика революция Интернационал интернационализм постмарксизм альтернативы реформы переустройство великая перезагрузка great reset новый мировой порядок посткапитализм postcapitalism new world order
Фильм шведского режиссера Рубена Эстлунда “Треугольник печали”, хорошо принятый на ряде престижных кинофестивалей, в каком-то смысле продолжает бунюэлевскую линию изображения “скромного обаяния буржуазии”, характеризующегося постепенным и необратимым распадом, разложением человеческой личности.
Настоящий доклад подготовлен в рамках участия в I Международной научно-практической конференции “Цифровые технологии и право”, проводившейся 23 сентября 2022 года в рамках Kazan Digital Week – 2022. Доклад посвящен долгосрочным перспективам внедрения новейших цифровых технологий в сферу публичного управления и формирования модели так называемого «платформенного» или «датафицированного» государства. В рамках проведенного исследования выявлены основные направления трансформаций современной государственности при переходе от проектов электронного правительства к экосистемам цифровых платформ. Описаны возможные последствия цифровой трансформации публичного управления для конституционализма, существования гражданского общества и места индивида в рамках формирующегося правопорядка.
1. Введение.
Одной из наиболее острых тем, обсуждаемых сегодня юристами, управленцами, экономистами и социологами, несомненно, является цифровизация. Цифровизация, понимаемая как внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий в практику государственного и муниципального управления, в образование, организацию трудовой деятельности и иные сферы общественной жизни, как-то незаметно заменила другой влиятельный концепт — глобализацию, которую также широко обсуждали полтора–два десятилетия назад. Сегодня о глобализации вспоминают редко: с одной стороны, в условиях войны международных санкций и закрытия границ кажется, что мы становимся свидетелями обратной тенденции, тенденции к изоляционизму государств; с другой стороны, быть может, глобализационные процессы стали незаметны именно по той причине, что они успешно и в полной мере реализованы, и тот мир, который мы видим перед собой, является их порождением. Пожалуй, обсуждаемая нами цифровизация также является порождением глобализации мировой экономики, интернационализации и унификации управленческих трендов: об этом свидетельствует хотя бы то, что программы цифровой трансформации публичного сектора в настоящее время продвигаются параллельно практически во всех развитых странах мира, независимо от их идейных ориентиров и отношений друг с другом.
Вчера в газете “Аргументы и факты” опубликовали любопытный текст, оформленный как интервью секретаря Совбеза РФ Патрушева. Интересна постановка вопроса, и такой, якобы антиглобалистский / антимондиалистский пафос… Смешение действительной проблемы предельной корпоратизации современных государств с какими-то натянутыми культурными клише.
Очень верное “американское государство — это лишь оболочка для конгломерата огромных корпораций, которые правят страной и пытаются властвовать над миром” повисает в воздухе, если задуматься, чем же является современное российское государство, какая оно оболочка для какого конгломерата… Но Николай Платонович предпочитает об этом деликатно умолчать.