Р.Р.
Фильм шведского режиссера Рубена Эстлунда “Треугольник печали”, хорошо принятый на ряде престижных кинофестивалей, в каком-то смысле продолжает бунюэлевскую линию изображения “скромного обаяния буржуазии”, характеризующегося постепенным и необратимым распадом, разложением человеческой личности.
Сначала, по прочтении аннотации к фильму и после первого часа просмотра, можно подумать, что основным посылом картины является антибуржуазная критика, но постепенно становится ясно, что это вовсе не очередная сублимация классовой ненависти и антикапиталистического ресентимента, а, скорее, сатира на весь современный западный мир, к коему и мы (как его периферия), как бы неприятно это ни было признавать многим, частично принадлежим. Автопортрет современного западного человека получился достаточно нелицеприятным. Одуревшие от вседозволенности и благополучия европейцы, блогеры-«инфлюэнсеры» с жизненным кредо «Казаться, а не быть», молодые и немолодые прожигатели жизни вкупе с примкнувшими к ним ворами из Восточной Европы (читай, из России), оскотиневшие от расхождения высоких помыслов с делом так называемые «марксисты», и даже нацеленные на лёгкую сытую жизнь на Западе африканские мигранты, как оказывается, в экзистенциальном смысле оказываются полными нулями, формами без содержания. Зацикленные на собственных ощущениях (в основном, материального плана) и скрывающие свою духовную нищету за новомодными концептами «гендерного равенства», «феминизма», «толерантности», они все, независимо от размера сумм на банковских счетах и стоимости принадлежащих им объектов недвижимости, являются не более чем люмпенами, причём в самом худшем смысле этого слова. Что, в общем-то, и демонстрирует наглядно критическая ситуация, в которую их помещает киносценарий.
Назвать фильм очередным антикапиталистическим манифестом не позволяет наиболее, как кажется на первый взгляд, способный, умелый и рационально мыслящий персонаж фильма – уборщица туалетов Эбигейл. У Эстлунда пролетариат вовсе не настроен разрушать цепи капиталистического рабства, но совсем не против того, чтобы проявить свою волю к власти…