Notas – IV

РОМАН РУВИНСКИЙ

Люди обычно не могут поверить тому, что кардинально расходится с их образом жизни, их устоявшимися привычками, ценностями и целями. Не могут, даже когда факты должны убеждать их в обратном. Одной ногой уже в пропасти, человек продолжает твердить себе, что всё хорошо.

Нам, например, трудно поверить в то, что развитие мира в ближайшие десятилетия сделает бесполезным накопление собственности (и вывернет само это понятие наизнанку). И в то, что личный автомобиль и свой загородный дом скоро вновь станут такой же роскошью, какими они были для жителей городов на заре индустриальной эры. Тем не менее, всё к этому, судя по всему, и идёт, хотя здесь, в России, увидеть это мешает туман сиюминутных бед и противоречий (которые, надо сказать, определённым образом связаны и с отмеченными глобальными трендами).

Нам трудно представить мир без национальных государств, это кажется утопией. Но мы даже не замечаем, что уже и так давно живём лишь под оболочкой национальных государств (национальных в той мере, в которой они связаны с народным суверенитетом, волей и интересами), тогда как фактически это отчуждённые от общества аппараты управления, действующие непрозрачно для населения, в интересах и по воле ничтожных по размерам, неясных элитарных меньшинств. Расширение или, наоборот, утрата территорий воспринимается обществом с восторгом или, соответственно, с возмущением (достаточно взглянуть на нынешние события в Азербайджане и Армении), но что на деле обретает та или иная нация в результате геополитических упражнений? Какой ценой? Идёт ли это на пользу будущим поколениям? Что касается утрат, они всегда болезненны и ощущаются не столько шкурой элит, сколько шкурой граждан. Но граждане [cives, citoyens] ли они/мы в исходном смысле этого слова?

Утопии могут быть в действительности не столь утопичны, как кажутся. По крайней мере, лучше воплощать в жизнь свою утопию, чем быть бездумной бессловесной пешкой в чужой повестке, в чужих утопичных прожектах. Чтобы не быть полным нулём, надо начать хотя бы догадываться, хотя бы подозревать…