Летопись конца Истории (Рецензия на: А. Лапшин, «Опыты постгуманизма». – М.: Университет свободных, 2024)

РОМАН РУВИНСКИЙ

У философа Алексея Лапшина вышла новая книга, «Опыты постгуманизма». С содержательной точки зрения, это продолжение предыдущей книги автора, «Контуры лжетворения». Так же, как и «Контуры лжетворения», новая работа представляет собой серию размышлений-эссе, объединённых общей проблематикой перехода человечества к новому, постгуманистическому, этапу своей истории, точнее — уже «пост-истории», ведь удаление человеческого измерения из актуальных социально-технологических процессов означает не что иное, как действительный конец Истории, когда повседневные события и эпизоды жизни происходят, но люди не имеют никакого влияния на их ход и конечные результаты.

Размышления и широкие философские обобщения перемежаются личными воспоминаниями, наблюдениями автора… Выбор такого стиля изложения не случаен: нужно научиться говорить просто о сложном; в эпоху обезличения и идолопоклоннического обожествления бездушных технологий нужно вернуть мысли и действию человеческое измерение и человеческий смысл.

Основными темами, обсуждаемыми в книге и имеющими непосредственное отношение к вхождению мира в постгуманистическое состояние, являются взлом / переформатирование сознания масс, подмена науки и философской мысли технологией, ограниченность идеологии «прогрессизма» и связанного с нею мнимого рационализма, слом прежнего (модерного) мироустройства через не имеющие очевидной логики и ясного целеполагания войны, тотальная цифровизация…

Значимое место в рассуждениях Алексея Лапшина уделено нынешнему кровопролитному конфликту на Украине. Это — очень личная и пронзительная часть повествования, ведь сам автор родом из Одессы, а военные действия разделили родственников по обе стороны границы, разделили народы, разделили души отдельных людей. Совершенно справедливо Лапшин интерпретирует конфликт между двумя бывшими союзными республиками как следствие масштабного поражения, которое потерпел Советский Союз в холодной войне. В условиях, когда составные части некогда единой страны оказались не субъектами, а объектами международных процессов, победителей в противостоянии между ними нет и не может быть.

Автор точно обозначает, что Россия не обладает подлинным суверенитетом, ведь, несмотря на декларируемые неоимперские амбиции, продолжает оставаться государством, наследующим историческое поражение.

В книге можно встретить довольно точные замечания, относящиеся к социологии российских элит. Совершенно верно развенчается миф, популярный на «той», украинской, стороне о «маниакальном диктаторе Путине», якобы одержимом имперскими фантомами. Лапшин отвечает: нет никого маникального диктатора, а есть архаичная, зависимая от Запада система управления, в целом подчинённая глобальным процессам. Заблуждения россиян и украинцев, происходящие из одного и того же исторического поражения, из одного и того же предательства элит, одержимых лишь личной властью и обогащением, оказываются зеркальными.

Книга позволяет сложить разрозненные фрагменты в отдельную мозаику. Всё неслучайно: цифровизация, идеологические атаки на сознание человека, климатическая повестка, война… Перед нами предстаёт мрачная, но правдивая картина кризиса функциональной материалистической цивилизации. Эта цивилизация достигла предела, а постгуманизм / обнуление человека — попытка выхода из тупика. Но выход этот, в любом случае, не сулит массам ничего хорошего.

Впрочем, по мнению автора, выход из модерна и антропомерной цивилизации в постгуманистическое состояние не сулит ничего хорошего и так называемым «элитам», т.е. обладателям крупнейших богатств и власти над миллионами. Это, пожалуй, наиболее интересный, хотя и самый спорный, на мой взгляд, вывод, содержащийся в рецензируемой книге: с точки зрения Лапшина, глобальные элиты сами оказались заложниками формируемой ими реальности, сами могут стать жертвами тотальной цифровой трансформации и перехода к постчеловеческому состоянию мира. Для тех, кто, как я сам, привык интерпретировать происходящие процессы с позиций материальных классовых интересов, с позиций классовой борьбы, этот вывод может звучать абсурдно. Впрочем, политико-философские концепции модерна, к коим относится и марксизм, столь же ограниченны, как и сама модерная парадигма, а книга Алексея Лапшина, написанная с острым осознанием логики протекающих сегодня трансформаций, настраивает на то, чтобы не только критически мыслить рассудком, но и воспринимать окружающие процессы сердцем:

«Там, где наука заходит в тупик или даёт тенденциозные, конъюнктурные ответы, метафизика открывает иные горизонты. Мозг и связанный с ним разум лишь инструменты духовного по своей сути сознания, в котором и возникает мысль. Задача разума — находиться в постоянной связи с духовным сознанием. Для этого нужно выйти за пределы исключительно эмпирического познания бытия».

В пору сгущающихся сумерек такие работы — редкие лучи света.


Приобрести книгу можно в Москве в книжных магазинах “Фаланстер” (ул. Тверская, 17) и “Циолковский” (м. Новокузнецкая, Пятницкий переулок, д. 8, стр. 1), а также связавшись с автором по адресу: alexey.lapshyn [at] gmail . com